Предисловие к изданию на идиш
Д-р Арнольд Марголин
Арнольд Давидович Марголин (1877 - 1956) — русский адвокат, общественный деятель и писатель.
Выступал адвокатом по делу Бейлиса. За резкие выступления против властей был лишён адвокатского звания и восстановлен в правах лишь после Февральской революции 1917 года.
Сразу же после окончания судебного разбирательства по делу Бейлиса был опубликован стенографический отчет суда. Хотя он содержал некоторые неточности и случайные ошибки, он довольно точно отразил атмосферу, которая господствовала в дни этого исторического суда. Читая полные свидетельства, не сомневаешься, что обвинение против Бейлиса было притянуто за уши. Обвинение было не против заключенного Менделя Бейлиса, а против всего еврейского народа. Мендель Бейлис не имел никакого значения по сравнению с тем значением, которое придавалось этому суду, и обвинениями, которые на нем пытались доказать. Сам факт, что Бейлису пришлось предстать перед судом за сфабрикованные против него обвинения, представляет собой одну из самых отвратительных и достойных порицания страниц в истории русской антисемитской организации “Черная сотня”. Дело Бейлиса было попыткой черносотенцев доказать обвинение в ритуальном убийстве и тем самым запятнать весь еврейский народ.
Стенографический отчет суда над Бейлисом - один из самых удивительных документов для исследования человеческого вероломства и низости; это волнующее свидетельство отважной борьбы, которую вели адвокаты Бейлиса против реакционного имперского российского правительства.
Большая, если не значительная, часть того, что потом стало известно как “Дело Бейлиса”, происходила за пределами зала суда. И эта часть пока относительно мало известна огромному большинству евреев и не евреев. Только после свержения царского правительства стало возможно рассказать всю правду о “Деле Бейлиса”, не боясь последствий со стороны Черной сотни. В недавно опубликованной Томасом Зельцером моей книге “Евреи Восточной Европы” я попытался в некоторой мере раскрыть героическую роль, которую сыграли в деле Бейлиса те русские, которые фактически поставили свои жизни на службу еврейскому народу, осмелившись защищать Бейлиса в зале суда. Было бы желательно, чтобы все участники дела Бейлиса обнародовали все известные им, но еще не опубликованные факты.
Страницы мемуаров Менделя Бейлиса представляют исключительный интерес как свидетельство того, что может перенести человек. Как сильно страдал этот невинный мученик, ставший козлом отпущения за весь народ? О чем он думал в годы, проведенные в тюрьме, зная, что обвинения против него болезненно абсурдны, зная, что если его признают виновным, это будет означать последующие страдания для всех евреев? Что он думал о следствии, которому его подвергали, о длинном судебном процессе, который ему надо было выдержать?
Мне посчастливилось быть первым адвокатом Менделя Бейлиса по просьбе его жены и брата. Однако, в соответствии с российским законом, который запрещает адвокату видеть своего подопечного, пока ему не предъявлено обвинение, я не видел Бейлиса до февраля 1912 года. Мое первое впечатление о нем было как о человеке прямом, искреннем и открытом, который терпеливо нес свой терновый венец. Он четко понимал, что является всего лишь козлом отпущения, представляющим весь еврейский народ. В моем присутствии он никогда не жаловался на свою судьбу.
К сожалению, мне недолго удалось оставаться официальным адвокатом Бейлиса. Летом 1912 года российские власти устроили так, что мне пришлось давать показания на суде, что по российским законам означало, что я потерял возможность защищать Бейлиса перед судом присяжных.
Мемуары Бейлиса должны быть в каждом еврейском доме. Несмотря на то, что он умолчал о некоторых вещах, несмотря на то, что он до сегодняшнего дня не знает о некоторых инцидентах, произошедших во время его пребывания в тюрьме, и на то, что мемуары не написаны в хронологическом порядке, значение воспоминаний Бейлиса в том, что они опираются на память, а не на записи. В этом конкретном случае гораздо важнее, что у нас есть его впечатления, а не точная передача фактов.
Во время суда, который проходил в разгар русской реакции, слушать Бейлиса не было времени. Было исключительно важно доказать лживость обвинения в ритуальном убийстве против евреев; и с этой целью собирались все доказательства. Эта цель была достигнута адвокатами Бейлиса и приглашенными ими специальными экспертами. Было также важно найти настоящих убийц мальчика Андрея Ющинского.
Эту часть выполняли участники так называемого частного расследования. Их успешная работа проходила в исключительно трудных условиях преследования.
Но сейчас пришло время напомнить себе самим о Бейлисе и о той роли, которую он вынужден был играть. Мы не можем забыть человека, который был избран представлять весь еврейский народ, человека, через которого киевская Черная сотня надеялась отомстить евреям.
Цель этой книги сохранить навсегда светлую память о человеке, который был одним из главных мучеников за наш народ.